Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 5 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.23.98.013
УДК: 372.8
ББК: 74.262
Н. Н. Тулькибаева ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
С. А. Старченко ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, учитель физики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 13» г. Троицк Челябинской области
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИКИ И БИОЛОГИИ
Аннотация

Введение. В статье исследуются вопросы формирования научно теоретического мышления старшеклассников в условиях интеграции физики и биологии на основе биофизических теорий, что определяет актуальность данной работы. Авторы определяют основные этапы формирования целостности содержания физики и биологии и раскрывают соединение биофизических теорий, адаптируя их учебный предмет. Цель статьи заключается в представлении возможности изучения биофизических теорий в рамках профильного образования и развития научно-теоретического мышления старшеклассников.

Материалы и методы. В исследовании были использованы следующие методы: обучающий педагогический эксперимент, критериально-ориентированное тестирование, анализ, статистические методы оценки достоверности результатов, сравнение и обобщение.


Результаты. Выявлены основные пути интеграционного взаимодействия физики и биологии, обеспечивающие эффективность использования биофизических теорий в учебном предмете «Биофизика». Технология преподавания учебного предмета «Биофизика» есть дидактический синтез, который раскрывает механизм формирования теоретического естественнонаучного мышления школьников. Представлены результаты педагогического эксперимента, в котором апробированы критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценить стадии, тип и уровень сформированности естественнонаучного мышления учащихся. Используя критериально-ориентированное тестирование, мы доказали, что преподавание учебного предмета «Биофизика», обеспечивает формирование теоретического естественнонаучного мышления школьников профильных классов.

Обсуждение. Практический аспект исследования определяется внедрением в образовательный процесс среднего общеобразовательного учреждения учебного предмета «Биофизика», направленного на формирование теоретического естественнонаучного мышления. Новизна исследования заключается в разработке технологии преподавания синтезированного предмета в школе, обеспечивающего формирование теоретических знаний, направленности личности, научно-теоретического мышления.

Заключение. Дальнейшее развитие представленного в статье материала видится в направлении исследования влияния интеграции физики и биологии на процессы развития и становления естественнонаучного мышления, поиск путей интегративного взаимодействия физики и биологии в условиях дополнительного образования школьников, исследовании влияния способов учебно-исследовательской деятельности на развитие естественнонаучного мышления.

Ключевые слова

естественнонаучное мышление; интеграция физики и биологии; учебный предмет «Биофизика»; биофизические теории; педагогический эксперимент; критериально-ориентированное тестирование

Основные положения

рассмотрены методологические основы преподавания учебного предмета «Биофизика» в среднем общеобразовательном учреждении;

– показана технология дидактического синтеза физики и биологии на уровне биофизических теорий в образовательном процессе;

– исследовано влияние дидактического синтеза физики и биологии на развитие научно-теоретического мышления обучаемых.

Цитировать публикацию

Тулькибаева, Н. Н.  ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИКИ И БИОЛОГИИ [Текст] / Н. Н. Тулькибаева, С. А. Старченко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  5. — С. 180-194. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.23.98.013.

Библиографический список

1. Берулава Г. Н. Тенденции развития личности в системе образования: прогностический аспект // Гуманизация образования. 2018. № 4. – С. 6–17.

2. Большакова З. М., Тулькибаева Н. Н., Голошумова Г. С. Развитие педагогической теории // Проблемы современного образования. 2018. № 6. – С. 65–79.

3. Дубицкая Л. В. Возможности развития естественнонаучного мышления студентов в аспекте комплексного подхода // Физика в школе. 2017. № 53. – С. 12–17.

4. Шамина С. В. Дидактическое моделирование диагностики естественнонаучного мышления обучающихся вуза // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. – С. 36.

5. Гайнулина Е. В., Старченко С. А. Становление естественнонаучного мышления обучающихся педагогического колледжа: монография. Троицк: Изд-во ФГБОУ ВПО «УГАВМ», 2015. – 202 с.